Аллея Героев Дворец Хрептовичей (Бешенковичская ДШИ) Бешенковичский райисполком Понтонный мост через р.Западная Двина Бешенковичский райисполком Центральная площадь Свято-Ильинская церковь Магазин "Бешенковичский" районный Дом культуры
Аллея Героев
Аллея Героев
Дворец Хрептовичей (Бешенковичская ДШИ)
Бешенковичский райисполком
Понтонный мост через р.Западная Двина
Бешенковичский райисполком
Центральная площадь
Свято-Ильинская церковь
Магазин "Бешенковичский"
районный Дом культуры

Охрана археологического наследия

Охрана археологического наследия

Археологическое наследие – важная составная часть всего культурного наследия Республики Беларусь, которое имеет в первую очередь огромную научную ценность. В настоящее время правоотношения в вопросе охраны археологического наследия регулируются в 17-й главе Кодекса Республики Беларусь о культуре.

К археологическому наследию относятся:

         Археологические объекты – недвижимые материальные объекты и их комплексы вместе с археологическими артефактами и культурным слоем, которые возникли в результате жизни и деятельности человека более 120 лет назад, сохранились в земле или на дне водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение и могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности.

Памятники археологии – археологические объекты и артефакты, которым в соответствии с действующим законодательством присвоен статус историко-культурной ценности. При этом данный статус может быть присвоен только изученным, а не просто выявленным археологическим объектам.

Археологические артефакты – движимые материальные объекты, которые возникли в результате жизни и деятельности человека более 120 лет назад, сохранились в культурном слое или на дне водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, а также на момент выявления не имеют собственника.

К археологическим объектам относят:

- Остатки укрепленных поселений (древние города, городища, замки).

- Остатки неукрепленных поселений (стоянки, поселения, отдельные жилища).

- Остатки капитальных построек (зданий, сооружений).

- Остатки культовых объектов (святилища, места осуществления обрядов, монастыри, храмы).

- Кресты, культовые камни, статуи, обелиски.

- Курганы и наземные кладбища, отдельные могилы, некрополи, мавзолеи и другие захоронения.

- Инфраструктура сухопутных, водных и водно-волоковых путей.

- Объекты иного назначения, соответствующие критериям археологического объекта.

         Охрана археологического наследия – направление культурной деятельности, включающее систему организационных, правовых, экономических, материально-технических, научных, информационных и других мер, направленных на выявление археологических объектов и археологических артефактов, их изучение, учет, сохранение, восстановление, содержание и использование, осуществляемые в целях сбережения и умножения археологической наследия.

Все археологические артефакты, которые обнаружены при проведении археологических исследований или случайно, подлежат передаче в государственную собственность (ч. 2 ст. 124 Кодекса о культуре).

На территории Республики Беларусь запрещаются приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов, за исключением случаев: приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов государственными музеями (государственным музеям) и государственными научными организациями (государственным научным организациям); приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов, которые на 18 марта 2016 года находились во владении граждан и юридических лиц и включены в реестр археологических артефактов, сформированный Национальной академией наук Беларуси.

Учёт археологического наследия осуществляется посредством включения выявленных движимых и недвижимых объектов в Реестр археологических артефактов и Реестр археологических объектов, ведение которых осуществляется Национальной академией наук Беларуси (Институтом истории НАН Беларуси).

Поиск археологических объектов и археологических артефактов может осуществляться только при проведении археологических исследований на основании разрешения на право проведения археологических исследований, выдаваемого Национальной академией наук Беларуси. Разрешение в установленном порядке могут получить только лица, которые имеют высшее образование по специальности ”археология“ или ”история (археология)“, обладают научными практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических исследований и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, имеют практику участия в археологических исследованиях в течение не менее два года в совокупности независимо от сроков перерыва.

На территории Республики Беларуси запрещено использование металлоискателей, георадаров и других технических средств и инструментов для поиска археологических объектов и (или) археологических артефактов, за исключением случаев использования названного оборудования гражданином, на имя которого выдано разрешение на право проведения археологических исследований, и участниками археологических исследований (ч.7. ст. 127 Кодекса о культуре). За незаконный поиск археологических артефактов предусмотрена административная, а в случае повреждения памятников археологии и археологических объектов, уголовная ответственность.

Случайное обнаружение археологических объектов и артефактов предполагает следующие действия граждан, юридических лиц и местных органов власти. Лицо, которое случайно обнаружило в земле или на дне природных и искусственных водоемов движимый или недвижимый материальный объект, который может иметь историческое, художественное, научное или другое культурное значение, обязано:

- принять меры по ее сохранению;

- безотлагательно приостановить работы или другую деятельность, которая может оказать на нее воздействие;

- не позднее двух календарных дней со дня ее обнаружения письменно уведомить местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня и в случае выявления движимой материальной культурной ценности передать ее в горрайисполком на временное хранение.

Письменное сообщение о случайном выявлении археологического объекта или артефакта должно включать: фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), место жительства гражданина, индивидуального предпринимателя, или название и место нахождения юридического лица, выявившего материальную культурную ценность; сведения о месте обнаружения движимой материальной культурной ценности; сведения о месте нахождения недвижимого материального объекта.

Местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня, который получил письменное уведомление о профессионально обнаруженном археологическом объекте или археологическом артефакте, осуществляет следующие действия:

- не позднее двух календарных дней со дня получения письменного уведомления направляет информацию о выраженной материальной культурной ценности в областную комиссию по археологическим объектам и археологическим артефактам (на адрес управления культуры Витебского облисполкома) для принятия решения об отнесении культурной ценности к археологическому объекту или артефакту;

- не позднее трех календарных дней со дня получения письменного уведомления информирует Национальную академию наук Беларуси (Институт истории НАН Беларуси) об обнаружении материальной культурной ценности;

в случаях очевидного наличия в этой культурной ценности отличительных духовных, художественных и документальных достоинств или ее отнесения к археологическому артефакта принимает движимую материальную культурную ценность по акту приема-передачи;

- не позднее семи календарных дней со дня получения письменного уведомления о профессиональном или случайном выявлении недвижимого материального культурного ценности осуществляет ее осмотр и составляет акт осмотра.

- не позднее десяти календарных дней со дня получения письменного уведомления о профессиональном или случайном обнаружении недвижимой материальной культурной ценности определяет временный режим содержания этой культурной ценности с указанием срока его действия и в случае приостановления работ или иной деятельности на недвижимой материальной культурной ценности, которые могут оказать на нее воздействие, в связи с ее выявлением определяет период времени, на который такие работы или иная деятельность приостанавливаются;

- передает движимую материальную культурную ценность в случае ее отнесения к археологическому артефакту в государственный музей.

 

Во время проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ для недопущения разрушения памятников и объектов археологии предусматривается их изучение как на этапе проектных изысканий, так и на этапе строительства объектов. В соответствии со статьей 129 Кодекса о культуре выполнение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов разрешается по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня, которое основано на соответствующем заключении НАН Беларуси, только после разработки мер по охране археологических объектов.

Меры по охране археологических объектов включаются в проектную документацию на выполнение таких работ на территории археологических объектов. Проектная документация на выполнение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов, за исключением памятников археологии, подлежит согласованию с НАН Беларуси в соответствии с законодательством об административных процедурах. Подробно информация о данных административных процедурах представлена на сайте Института истории НАН Беларуси.

Перечень мер по охране археологических объектов при выполнении земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов предусмотрен статьей 130 Кодекса о культуре. Принятие тех или иных мер зависит от конкретного археологического объекта и определяется на стадии подготовки проектной документации. В соответствии с законодательством об административных процедурах при разработке проектной документации необходимо обратиться в Институт истории НАН Беларуси для выдачи заключения об отсутствии на территории проведения земляных и строительных работ археологических объектов или необходимости принятия мер по их охране.

При наличии на территории проведения земляных и строительных работ археологических объектов в заключении Института истории НАН Беларуси содержатся сведения о необходимости принятия конкретных мер по их охране и определены расходы на их финансирование. При этом расходы на обеспечение разработки и финансирования мер по охране археологических объектов при проведении земляных, строительных и иных работ, осуществлении иной деятельности на территории археологических объектов осуществляются физическими и юридическими лицами, которые являются заказчиками таких работ.

Нарушение законодательства об охране археологического наследия предусматривает административную и уголовную ответственность.

При нарушении порядка проведения земляных работ на памятниках археологии или в пределах зоны охраны культурного пласта иных объектов наследия, виновные лица привлекаются к ответственности по следующим статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь:

Статья 20.2. ”Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям“;

Статья 20.4. ”Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей“.

В случае уничтожения, повреждения либо утраты историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (к этой категории относятся все археологические объекты) виновное лицо должно быть привлечено к ответственности по ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (санкция: наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин).

Ответственность за незаконный поиск и оборот археологических артефактов предусмотрена в ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь: Поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств. Приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Действия по умышленному проведению земляных и иных работ(включая незаконный поиск археологических артефактов на археологических объектах и памятниках), которые привели к повреждению культурного пласта и утрате им научного значения из-за перемешивания слоев, содержат состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 344 Уголовного кодекса Республики Беларусь (наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок).

Незаконные раскопки курганов и иных станинных захоронений, с целью изъятия из них археологических артефактов, находящихся в захоронении, содержат состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 347 Уголовного кодекса Республики Беларусь (наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок).


Интернет-ресурсы